СУТОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НГО РК за 07.02.2024

Добыча нефти и газового конденсата, тыс.тонн
248.7
Добыча газа, млн.куб.м 169.7
Переработка нефти на НПЗ РК, тыс.тонн38 47.4

Источник: iacng.kz

РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ НА ГСМ В РК за 07.02.2024

АИ-80
-
АИ-92
200.10
АИ-95 244.60
АИ-98 280.50
ДТЗ
461.40
ДТЛ
290.30

Источник: iacng.kz

Биржевые цены на нефть марки Brent 07.02.2024


КУРС ВАЛЮТ

США выставили на продажу 15 миллионов баррелей нефти из стратегических запасов

27 октября 2022

Кризис на топливном рынке в виде ежегодного дефицита ГСМ можно решить только посредством свободного ценообразования, считают отраслевые специалисты.

Состояние топливного рынка обсуждалось в программе "Время говорить" на Atameken Business. Автор программы Данил Москаленко попросил гостей студии оценить текущее состояние в части обеспеченности топливом.

"Кризисных моментов на рынке розничной торговли мы не наблюдаем",  отметил генеральный директор Qazaq oil Тулемис Шотанов.

"Если условно в конце августа  начале сентября действительно был очень большой ажиотаж, были проблемы с дизельным топливом, то сегодня ситуация стабильная, реализация у нас идет без каких-либо ограчений. И не только у нас, и у всех остальных участников рынка", – сказал он.

Данил Москаленко:

– Но если мы каждый год это испытываем, каждый год находимся в этой пиковой нагрузке, почему нам в целом не решать эти вопросы? Почему страна, которая по запасам нефти на лидирующих позициях, все-таки переживает эти топливные кризисы?

Тулемис Шотанов – генеральный директор Qazaq oil:

"Здесь мнение у всех однозначное, у всех участников рынка: пока не будет свободного ценообразования, как вы знаете, цены на топливо у нас сегодня зарегулированы, так вот, пока не будет свободного ценообразования, самое главное, пока у нас не будет паритета цен с сопредельными государствами, к сожалению, периодически есть угроза того, что подобные инциденты будут повторяться. Дело в том, что диспаритет цен  он напрямую влияет на большие перетоки. Естественно, если в России цена на дизельное топливо в два раза дороже, чем у нас, то понятное дело, что все транзитные фуры предпочитают заправляться в Казахстане и вывозить большие объемы".

Подобное положение дел эксперты называют эффектом "дырявого ведра", когда, сколько ни производи, все равно будут происходить перетоки. В этом году во время очередного топливного кризиса правительство приняло решение о приоритетном обеспечении ГСМ автозаправочных станций и сельхозпроизводителей. Это позволило решить вопрос, но, опять-таки, только до следующего сезона пиковых нагрузок, когда возникнет очередной дефицит топлива. По мнению эксперта нефтегазового рынка Ерлана Жаукина, на диспаритет цен с сопредельными странами еще накладывается недостаточность внутреннего производства.

Ерлан Жаукин – эксперт нефтегазового рынка:

"На сегодня на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе выгоднее производить мазут и реализовывать его на экспорт, чем производить бензин или дизельное топливо. То есть на сегодня мы столкнулись с таким диспаритетом цен на внутреннем и на внешних рынках, что элементарно производить светлые нефтепродукты невыгодно".

Данил Москаленко:

 Что делать правительству? Те же депутаты, когда критикуют, говорят, что это не проблема АЗС, это системный и глубокий кризис, который нам надо как-то решать

Ерлан Жаукин – эксперт нефтегазового рынка:

"Если говорить о проблемах потребления, то в Казахстане на сегодня объемов дизельного топлива недостаточно, чтобы обеспечить внутренный рынок плюс транзитный поток, возросший за последние два года. Если сравнивать в Казахстане потребление дизельного топлива в 2019 и 2021 годах, то рост потребления дизеля составляет порядка 27%. Это не коррелируется с темпами роста экономики страны. Фактически можно смело утверждать, что рост потребления дизеля у нас связан с ростом транзитного потенциала страны

При этом для потребителя, который не вникает в рыночные процессы, важны качество топлива и доступная цена. Поэтому государству данный вопрос надо решать системно и постепенно готовить переход к единому энергорынку стран ЕАЭС, который заработает в 2025 году. Хранение же топлива частными компаниями не вариант для устранения кризисных явлений".

Тулемис Шотанов – генеральный директор Qazaq oil:

"На сегодняшний день ни одна розничная компания не сможет, к сожалению, выполнить эту функцию. Вот у нас 27% доли рынка, но если говорить о хранении, то наши возможности по хранению составляют 117 тысяч кубов, притом что страновой уровень более чем 1 млн 800 тысяч кубов. Соответственно, наша доля на рынке примерно составляет 6%. Это говорим мы о себе, у нас 12 собственных нефтебаз, а всего по Казахстану свыше 300 нефтебаз. Понятно, что есть возможности госматрезерва, может быть, это поможет слегка облегчить ситуацию. Но в целом говорить о том, что если прибегнуть к хранению топлива частными компаниями и тем самым преодолеть кризис,  это заблуждение".

Ерлан Жаукин – эксперт нефтегазового рынка:

"Для того чтобы в пиковый сезон – июнь, июль, август – зайти подготовленными, запасы нужно формировать в ноябре-декабре. А за счет чего формировать запасы, если объемы внутреннего производства не покрывают потребностей внутреннего рынка? Соответственно, это только импорт продукции с территории сопредельных стран. Но мы опять-таки приходим к диспаритету цен. Бизнесу формировать сегодня запасы за счет импорта невыгодно. Это однозначно минусовая сделка. Купить топливо, например, по 500 тенге за литр, чтобы потом продавать его в РК по 260 тенге?"

Источник: tengrinews.kz