СУТОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НГО РК за 01.07.2022

Добыча нефти и газового конденсата, тыс.тонн
202.6
Добыча газа, млн.куб.м 127.1
Переработка нефти на НПЗ РК, тыс.тонн38 51.1

Источник: iacng.kz

РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ НА ГСМ В РК за 01.07.2022

АИ-80
-
АИ-92
177.70
АИ-95 207.40
АИ-96 207.40
АИ-98 234.80
ДТЗ
332.30
ДТЛ
236.60

Источник: iacng.kz

Биржевые цены на нефть марки Brent 24.06.2022


КУРС ВАЛЮТ

Транзитный пасьянс: куда направить казахстанскую нефть?

24 июня 2022

Полностью заместить объемы КТК сложно и даже нецелесообразно с точки зрения экономики, однако в свете геополитических реалий правительству нужно работать над резервными транзитными мощностями для снижения зависимости от российского риска, считают опрошенные inbusiness.kz эксперты.

Выступая на форуме в Катаре во вторник, 21 июня, глава государства Касым-Жомарт Токаев прокомментировал зависимость Казахстана от России в части транзита своих нефтяных ресурсов. Отвечая на вопрос модератора о поставках казахстанской нефти через российскую территорию на фоне санкций, президент прямо ответил, что республика нуждается в диверсификации маршрутов доставки своих углеводородов, которые востребованы на мировых рынках. Более того, он добавил, что эта работа уже началась и обсуждаются участие в Транскаспийском маршруте, возможности сотрудничества с Ираном по железной дороге и с другими странами мира.

"Мы знаем, что это (новые маршруты) определенный вызов, но мы должны реализовать нашу стратегию диверсификации, и мы настроены в будущем оптимистично", – подчеркнул Токаев.

Для Казахстана, не имеющего выхода к морям и скованного в континентальные рамки, диверсификация транспортных маршрутов является синонимом экономического суверенитета, что неоднократно декларировалось властями на всех уровнях. Однако, несмотря на риски, страна пришла к тому, что КТК стал основным и ключевым транспортным маршрутом.

Несмотря на критику постфактум, логика действий у властей была – тариф по российскому маршруту был существенно ниже других альтернатив. Однако геополитические реалии упрямо говорят о необходимости снизить транзитные риски, сконцентрированные на российском направлении. Каков должен быть оптимальный баланс, inbusiness.kz попытался выяснить у казахстанских экспертов.

Поезд ушел… или можно наверстать?

Председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Рашид Жаксылыков считает, что "Казахстан сильно опоздал с расширением трубопроводов в сторону азиатских рынков" и сейчас в "стрессовом порядке" ищет новые маршруты.

Он также напомнил, что Россия с 2014 года, чтобы не зависеть от поставок энергоресурсов на европейский рынок, не теряла времени даром и построила и расширила свои трубопроводы, укрепила морские порты в сторону Китая и других азиатских стран, с которыми активно усиливала торговые связи.

"А вот мы свой момент упустили. Нам надо быстрее расширять трубопровод в сторону Китая Бейнеу – Алшанькоу, который пока может транспортировать лишь 12 миллионов тонн нефти в год", – подчеркнул г-н Жаксылыков.

Рашид Жаксылыков считает, что настало время возрождения интереса к трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан, пролегающему, как известно, через Южный Кавказ. По его мнению, несмотря на то, что перевалка нефти с танкеров по Каспию в портах Баку может привести к удорожанию, тем не менее, это реальная альтернатива, которой придется воспользоваться в случае полного закрытия КТК. Однако на реализацию диверсификации нефтяных маршрутов нужны время и деньги. Он напомнил, что строительству КТК предшествовал долгий этап переговоров.

"Хочу напомнить, что у истоков создания того же КТК (Каспийского трубопроводного консорциума) стоял Султанат Оман, который в 2008 году продал свою долю в этом проекте России, которая хотела получить большее влияние в данном проекте, учитывая его стратегическую важность", – сказал г-н Жаксылыков.

Эксперт предложил свое видение решение проблемы диверсификации, которая может помочь спасти ситуацию.

"Мы упустили из виду другого нашего соседа на юге – Узбекистан, который сегодня ведет разумную экономическую политику. Мы могли бы построить на двухсторонних отношениях нефтепроводы туда. И почти 50-миллионный быстро развивающийся узбекский рынок спокойно мог бы переварить невостребованные в КТК объемы казахстанской нефти. Это был бы очень выгодный вариант", – подчеркнул г-н Жаксылыков.

Альтернативы тоже с риском

"Долгие годы Россия боролась за то, чтобы потоки энергоресурсов шли на Запад через ее территорию. При этом настороженно относилась к развитию кавказского транзитного коридора и прочих альтернативных маршрутов. Но время расставило все по своим местам. На фоне западных санкций Россия не справилась со своими обязательствами как транзитное государство. По объективным причинам не смогла обеспечить стабильное прохождение транзитных грузов и режим “открытости” своих портов, авто- и железнодорожных переходов",  сказал в интервью inbusiness.kz казахстанский политолог Замир Каражанов.

По его словам, власти страны должны вынести урок от антироссийских санкций и поддерживать любой альтернативный маршрут в Европу и Азию.

"Мы находимся в центре Евразийского континента, не имеем выхода к морю и удалены от крупных мировых рынков (энергетических, продовольственных и т. д.), поэтому изначально оказываемся в уязвимом положении",  подчеркнул собеседник.

По его мнению, Россия может негативно отнестись к планам Казахстана по возрождению идеи диверсификации экспортных маршрутов, но "республика не по своей воле столкнулась с серьезным вызовом, ответом на который стал поиск новых маршрутов выхода на рынки третьих стран".

Казахстан, скорее всего, не откажется от экспортных маршрутов через Россию, но для подстраховки будет искать и реализовывать новые, считает собеседник, добавив, что одной из реальных альтернатив представляется Транскавказский коридор с выходом на страны Европы.

"У нас есть возможность по Каспийскому морю выйти на порты, расположенные в Персидском заливе. Кстати, вдоль Каспия проложена железнодорожная ветка, которая связывает Казахстан, Туркменистан и Иран",  добавил эксперт.

В то же время Каражанов напомнил о некоторых рисках.

"Иран, как и Россия, генерирует повышенные геополитические риски, что чревато последствиями. Выход на страны Азиатско-Тихоокеанского региона Казахстан может осуществить через Китай. Однако и эта страна в последние годы сталкивается с давлением со стороны США. А в последний месяц обострилась ситуация вокруг “мятежного” острова Тайвань, что способно ограничить транзитные возможности КНР. Выходит, что Казахстан может найти альтернативные маршруты, но каждый из них имеет свои недостатки. Но альтернативы в нашем турбулентном мире должны быть всегда", – резюмировал г-н Каражанов

Спасение в диверсификации

Казахстан, обладающий огромными запасами нефти и газа, но расположенный в центре материка и не имеющий выхода к открытым морям, ранее уже заявлял об идеи диверсификации, которая при смене политической обстановки у одного из соседей помогла бы уйти от зависимости в поставках своих главных экспортных товаров, напомнил казахстанский политолог Эдуард Полетаев.

Эксперт сетует, что правительство республики упустило время для создания заявленной ранее идеи диверсификации маршрутов транспортировки своей нефти на мировые рынки. Тем самым отечественная нефтегазовая отрасль, обеспечивающая львиную долю поступлений в бюджет страны, в нынешней ситуации оказалась практически незащищенной.

"Мы смогли лишь частично выполнить диверсификацию, построив в свое время трубопровод в сторону Китая Атасу – Алашанькоу, но и он оказался незаполненным ввиду того, что для удобства был предпочтительнее маршрут через Россию по системе КТК. Но в то же время сама Россия реализует свою диверсификационную политику в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, причем активизировалась начиная с 2014 года", – отмечает г-н Полетаев.

По его мнению, сегодня в свете последних событий не только страны – экспортеры нефти, но и страны-импортеры стараются диверсифицироваться, чтобы не зависеть от одного источника поставок сырья. Поэтому, продолжает политолог, для возобновления поставок казахстанской нефти по Баку – Тбилиси – Джейхан, нужны время, танкерный флот, терминалы и, самое главное, большие средства. Что касается южных рынков, таких как Иран или Афганистан и Пакистан, то там из-за антииранских санкций и военно-политической обстановки существуют высокие риски.

"Остается надеяться на хорошие политические связи с Россией и Китаем, куда у нас уже имеется инфраструктура. Проблема также не только в отсутствии должной диверсификации, но и в зависимости нашей экономики от экспорта нефти и газа. Необходимо сделать акцент на развитие нефтепереработки и нефте- и газохимии", – подчеркнул эксперт.

Источник: inbusiness.kz